Эхолалия

Что такое эхолалия?

Люди с эхолалией повторяют услышанные звуки и фразы. Они не могут эффективно общаться, потому что им трудно выражать собственные мысли. Например, человек с эхолалией может повторять вопрос, а не отвечать на него. Во многих случаях эхолалия — это попытка общаться, изучать или практиковать язык.

Эхолалия отличается от синдрома Туретта, когда говорящий может внезапно закричать или говорит случайные вещи. В данном случае говорящий никак не контролирует то, что он говорит или когда говорит.

Повторяющаяся речь является чрезвычайно распространенной частью языкового развития и обычно наблюдается у маленьких детей, которые учатся общаться. К 2 годам большинство детей начинают смешивать свои собственные высказывания с повторением того, что они слышат. К 3 года эхолалия большинства детей сводится к минимуму.

Для детей с аутизмом или задержками развития характерно иметь эхолалию в детстве, особенно если они испытывают задержку речевого развития. Определение того, почему и как ваш ребенок использует эхолалию, поможет вам разработать план лечения. Может помочь консультация логопеда или языкового психолога.

Симптомы

Основным симптомом эхолалии является повторение услышанных фраз и шумов. Оно может быть мгновенным, когда говорящий повторяет что-то сразу после того, как услышал. Оно может быть отложенным, когда говорящий повторяет что-то через несколько часов или дней после прослушивания.

Другие признаки эхолалии могут включать расстройство во время разговоров, депрессию и немоту. Человек с эхолалией может быть необычайно раздражительным, особенно когда ему задают вопросы.

Причины и факторы риска

Все дети испытывают эхолалию, когда только начинают изучать разговорный язык. Большинство из них вырабатывает независимое мышление с возрастом, но некоторые продолжают повторять услышанное. Дети с нарушениями коммуникации гораздо дольше цепляются за повторение выражений. Дети с аутизмом особенно подвержены эхолалии.

Некоторые люди испытывают эту проблему только тогда, когда обеспокоены или встревожены. Другие испытывают ее постоянно, что в конечном счете может привести к немоте, поскольку они не смогут выражать свои мысли.

Взрослые с тяжелой амнезией или травмой головы могут испытывать эхолалию, когда пытаются восстановить свои речевые способности.

Типы эхолалии

Существует две основные категории эхолалии: функциональная (или интерактивная) эхолалия и неинтерактивная эхолалия, когда звуки или слова могут использоваться только для личного использования, а не общения.

Интерактивная эхолалия

Функциональная эхолалия — это интерактивная попытка общения, предназначенная для взаимодействия с другим человеком. Например:

  • Человек с эхолалией использует фразы, чтобы заполнить пустоты в чередующемся словесном обмене.
  • Речь используется для завершения знакомых словесных процедур, инициированных другими. Например, если человека с эхолалией просят выполнить задание, он может сказать «хорошая работа!» в процессе выполнения, повторяя то, что он привык слышать.
  • Речь может использоваться для предложения новой информации, но может быть трудно соединить точки. Например, мать может спросить своего ребенка, что он хочет на обед, и он споет песню из рекламного ролика о том, что хочет бутерброд.
  • Человек с эхолалией может сказать «хочешь пообедать?», чтобы попросить свой собственный обед.

Неинтерактивная эхолалия

Неинтерактивная эхолалия, как правило, не предназначена для общения, а предназначена для персонального использования, например, для личного обозначения или самостимуляции. Примеры включают:

  • Несфокусированная речь. Человек с эхолалией может говорить что-то, что не имеет отношения к контексту ситуации, например, произносит фрагменты телешоу во время прогулки по классу. Такое поведение может быть самостимулирующим.
  • Ситуационная ассоциация. Речь запускается ситуацией, изображением, человеком или деятельностью и, по всей видимости, не является попыткой общения. К примеру, если кто-то увидит фирменный продукт в магазине, он может спеть песню из рекламного ролика.
  • Репетиция. Говорящий может произнести одну и ту же фразу самому себе мягко несколько раз, прежде чем ответить нормальным голосом. Это может быть практикой для предстоящего взаимодействия.
  • Самоуказание. Люди могут использовать высказывания, чтобы провести себя через процесс. Например, если они делают бутерброд, они могут говорить себе: «Включи воду. Используй мыло. Помой руки. Выключи воду. Руки сухие. Возьми хлеб. Положи хлеб на тарелку. Возьми колбасу», и так далее, пока процесс не будет завершен.

Интерактивная и неинтерактивная эхолалия:  в чем разница

Эхолалия отражает то, как говорящий обрабатывает информацию. Иногда трудно понять разницу между интерактивной и неинтерактивной эхолалией, пока вы не узнаете говорящего и то, как он общается. В некоторых случаях эхолалия кажется совершенно вне контекста.

Рассмотрим этот пример. Если ребенок с эхолалией разозлится на своего учителя после перемены, он может внезапно сказать «Идите к черту, лейтенант!». Позднее учитель обнаружит, что ребенок смотрел «Несколько хороших мужчин» и использовал фразу, привязанную к гневу, чтобы передать свои чувства в тот момент. Хотя его ответ казался вне контекста, у него была причина использовать эту фразу для общения.

Диагностика эхолалии

Профессионал может диагностировать эхолалию, разговаривая с человеком с эхолалией. Если человек может только повторять то, что было сказано, у него может быть эхолалия. Некоторых детей с аутизмом регулярно проверяют на это во время речевых занятий.

Эхолалия варьируется от незначительной до тяжелой. Врач может определить стадию эхолалии и назначить соответствующее лечение.

Лечение

Эхолалию можно вылечить с помощью комбинации следующих методов:

Речевая терапия

Некоторые люди с эхолалией ходят на регулярные логопедические занятия, чтобы научиться выражать свои мысли.

Поведенческое вмешательство, называемое «реплика-пауза-точка», часто используется для промежуточной эхолалии. При таком лечении логопед просит человека с эхолалией правильно ответить на вопрос и говорит, что скажет ему, когда нужно отвечать. Затем терапевт задает вопрос, например, «как тебя зовут?» и после короткой паузы предлагает говорящему ответить. Также он держит карточку с правильным ответом.

Медикаментозное лечение

Врач может назначить антидепрессанты или лекарства от тревоги для борьбы с побочными эффектами эхолалии. Это не относится к самому состоянию, но помогает сохранять спокойствие человека с эхолалией. Поскольку симптомы эхолалии могут усиливаться, когда человек испытывает стресс или тревогу, успокаивающий эффект может помочь уменьшить тяжесть состояния.

Домашний уход

Люди с эхолалией могут работать с другими людьми дома, чтобы развивать свои навыки общения. Существуют текстовые и онлайновые учебные программы, которые помогут родителям получить положительные отзывы от своих детей. Поощрение ребенка использовать ограниченный словарный запас поможет ему более эффективно общаться.

Эхолалия: перспективы и профилактика

Эхолалия — это естественная часть развития языка. Пытаться убрать ее полностью будет не всегда хорошей идеей. Чтобы избежать постоянной эхолалии у детей, родители должны поощрять другие формы общения. Познакомьте ребенка с широким разнообразием слов и фраз. Со временем большинство детей сможет преодолеть свою эхолалию естественным путем.

Источники:

«Импульса» соблюдает строгие правила отбора источников и полагается на рецензируемые исследования, научно-исследовательские институты и медицинские ассоциации. Мы избегаем использования недостаточно экспертных ссылок.